×

Лиссабон откладывает фискальный штурвал для крипто активов

Парламентская сессия 25 мая закончилась отклонением двух правок к государственному бюджету-2022. Левая коалиция предлагала ставку 28 % на прирост капитала, социал-демократы — прогрессию до 35 % при продаже токенов, удерживаемых меньше года. Окончательное голосование 102 «против», 84 «за», 9 воздержавшихся, оставило нулевую ставку, действующую с 2016 года.

Лоббисты FinTech-ассоциаций называют эпизод «выдохом для экосистемы»: Португалия остаётся «оазисом» внутри ЕС, где прибыль от криптовалют не подлежит IRS-декларированию. На фоне ужесточения правил во Франкфурте и Мадриде такая аномалия повышает приток токенизированного капитала и айти-фрилансеров, работающих через DEX-платформы. Смещение налоговой нагрузки на добавленную стоимость пока не обсуждается.криптоналог

Фискальные контуры

Министр финансов Фернандо Медина, поддержавший идею налогообложения неделю назад, рисковал внутрипартийным расколом. Социалисты опасаются эффекта «карибского бегства»: при введении налога торговый оборот может мигрировать в юрисдикции с пассивным режимом, например, Мальту или Словению. Сложности мониторинга P2P-сделок и DeFi-пулы ограничивают результативность сбора, а затраты на цифровой аудит («regtech») приближаются к выручке.

Доходы бюджета от предлагаемой реформы оценивались в 30 млн €, что составляет 0,013 % общих поступлений. В кулуарах звучал аргумент «диспропорциональной рентабельности»: внедрение оркестровых систем KYC/AML для отслеживания кошельков стоило бы дороже. Сторонники налога ссылались на «тобинский эффект» — принцип обложения спекулятивных потоков, предложенный экономистом Джеймсом Тобином, но не сумели доказать, что аргумент применим к высоковолатильным цифровым активам.

Последствия для эмитентов

Биржи, локализованные в Лиссабоне и Порту, получают отсрочку на конвертацию корпоративной структуры под MiCA. На рынке уже заметна спотовая премия: курсы размещённых стейблкойнов выше среднеевропейских на 0,2–0,4 %, что отражает спрос трейдеров, выводящих ликвидность из соседней Испании, где действует ставка 19 %. Стартапы-эмитенты utility-токенов повышают раунды Seed+ в среднем на 12 % — данные фонда Indico Capital.

Читать подробнее:  Создание успешного магазина игрушек: пошаговое руководство

Неформальная позиция ЦБ Португалии остаётся «наблюдательной». Регулятор фокусируется на исполнении пятой директивы AMLD5 и не рассматривает лимиты на объём фиат-криптоопераций. Между тем Европарламент согласовал MiCA, вводящую паспорт продукта (crypto-set service provider, CSP) и пруденциальные резервы 2 % для стейблкойнов. Лиссабону придётся гармонизировать кодекс к 2024 году, иначе возникнет регулятивный арбитраж (regulatory arbitrage), недружелюбный в глазах ЕЦБ.

Сценарное моделирование

Сохранение «налоговой вакуоли» в 2022-м повышает частную капитализацию отрасли, но не гарантирует долговечности преференции. Бюджет-2023 может содержать компромиссный вариант: нулевая ставка для держания свыше 365 дней и 10 – 15 % для краткосрочных сделок. Аналитики PwC Лиссабон прогнозируют elasticity-коэффициент 1,7 : при ставке выше 20 % объём торгов сократится пропорционально вдвое.

Инвесторы хеджируют возможный поворот через перемещение holding-структур в Madeira Free Trade Zone, где действует корпоративный налог 5 %. Юристы оперируют clausula rebusbus sic stantibus — доктриной пересмотра договоров при изменении обстоятельств, готовя оговорки в SAFT-контрактах.

Протоколы «пруф-оф-паладин»

Крипто-сообщество популяризует метафору «пустыня без карты»: государство ещё не разработало процедуру отчуждения токенов при наследовании и банкротстве. Отсутствие стандартизированного escrow-механизма порождает риск реституции. Высокий суд Португалии уже получил первую кассацию о праве залога на NFT.

Подытоживая, решение парламента оставляет стране конкурентную нишу. Игроки получают ещё один цикл, чтобы укрепить ликвидность, дождаться регламентов MiCA и встроиться в сингулярную европейскую цепочку клиринга цифровых активов. Бизнес-стратегия, ориентированная на «режим ожидания с акселерацией», сегодня звучит рационально: рынок награждает гибких, но накажет тех, кто игнорирует предстоящую конвергенцию налоговых кодексов.